Ваш город

Выберите ваш город

20 минут, которые потрясли мир. Алексей Леонов в открытом космосе

18 марта 1965 года ровно в 10 утра с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с кораблем «Восход-2». В его экипаже было два человека — командир Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Чуть больше, чем через полтора часа летчик-космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос.

20 минут, которые потрясли мир. Алексей Леонов в открытом космосе

Алексей Леонов: «Когда я, с трудом оторвавшись, шагнул в эту бездну — всё внутри замерло... Звёзды были и слева и справа, и вверху, и внизу, и я находился среди звёзд. Постепенно всё успокоилось, и я понял, что я сам частица этого гигантского мира, где человек живет как песчинка.»

После полёта Юрия Гагарина весь мир был увлечён космосом и с большим интересом наблюдал за космической гонкой СССР и США. К 1965 году на орбите уже побывали 10 человек, включая одного из основателей ЮНАРМИИ Валентину Терешкову. Впрочем, стремление выйти в открытый космос не было обусловлено исключительно желанием поставить очередной рекорд.

По словам самого Алексея Архиповича Леонова, о том, что планировали американцы никто не думал. При этом, руководитель советской космической программы Сергей Королёв обозначил планы выхода в открытый космос еще в 1963 году. «Моряк, находящийся на борту океанского лайнера, должен уметь плавать в океане и космонавт, находящийся на борту космического корабля или станции, должен уметь «плавать» в открытом космосе», - рассуждал Сергей Павлович. Уже тогда ему было очевидно, что рано или поздно космонавтам потребуется решать разного рода задачи снаружи корабля, например, ремонт.

Корабль и снаряжение

«Восход-2» стал доработанной версией первого «Восхода», который только-только был использован для отправки в космос сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. Новый аппарат перестроили для двух человек и оснастили специальном переходным шлюзом, под кодовым названием «Волга». Это был надувной цилиндр в 2,5 метра длинной, отстреливающийся перед посадкой.

Новые разработки потребовались и для экипировки экипажа. Специально созданный скафандр «Беркут» в полном снаряжении весил 40 килограммов, впервые защищал космонавта от жара и холода, а на стекле шлема был использован светофильтр - защита от яркого солнечного света. Связь с кораблем осуществлялась при помощи соединенного с кораблем фала, то есть специального страховочного каната. В общем-то это и была настоящая страховка - единственный способ для космонавта вернуться на корабль.

RIAN_archive_888102_Soviet_cosmonauts.jpg

Проблемы

Меньше, чем за месяц до полёта Павла Беляева и Алексея Леонова с Байконура стартовала точная беспилотная копия их корабля. Необходимо было протестировать все новые системы, и все шло прекрасно, пока после второго витка «Космос-57» не пропал. Только при расшифровке телеметрии выяснилось, что из-за неправильно распознанных команд с Земли, аппарат начал несанкционированный спуск на Землю, после чего сработала система автоматического подрыва. Точная копия «Восхода-2» взорвалась, многие технологии остались непроверенными. Все это усугублялось немалым количеством проблем, поломок и прочих неприятностей при подготовке к полету.

Несмотря ни на что

И все-таки они полетели. 18 марта 1965-го ракета взлетела с Байконура в 10 утра, а уже в 11 часов 28 минут шлюзовая камера корабля «Восход-2» была разгерметизирована. Через 6 минут Алексей Леонов оказался в открытом космосе. Он совершил пять отходов и подходов от шлюза - самый первый всего лишь на 1 метр, чтобы сориентироваться в новых для человека условиях. Следующие попытки были полноценными - Алексей Леонов отлетал от корабля почти на 5,5 метров!

Все это время в скафандре поддерживалась комфортная температура, а его наружная поверхность раскалялась на солнце до +60С и охлаждалась в тени до -100С. Командир экипажа Павел Беляев при помощи телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

Запас воздуха в скафандре заканчивался — необходимо было возвращаться, однако все пошло не по плану. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, диаметр которого составлял всего один метр. Сделав несколько неудачных попыток, космонавт предельно снизил давление в скафандре и вопреки инструкциям и тренировкам сделал попытку протиснуться в шлюз головой вперед. Только после этого он с большим трудом развернулся и смог оказаться внутри «Восхода-2», пробыв вне корабля 23 минуты и 41 секунду, из них 12 минут и 9 секунд в открытом космосе. Однако проблемы на этом не закончились.

  •  

  •  

  •  

Приземление в зимний лес

Возникающие нештатные ситуации, к счастью, удачно разрешались, но не заканчивались. Уже при возвращении на Землю не сработала система навигации, и, как следствие, не включилась тормозная двигательная установка. Космонавты вновь должны были преодолевать обстоятельства и вместо запланированной посадки в автоматическом режиме впервые в истории садились вручную.

Тут же выяснились конструктивные недостатки корабля. Начинать торможение возможно было только будучи пристегнутым к креслу, но вот выглянуть в иллюминатор из этого кресла, чтобы оценить положение «Востока-2» относительно Земли было нереально. Как результат - новый план по месту посадки, мастерски реализованный командиром экипажа Павлом Беляевым. Ему удалось отвести корабль от населенных пунктов и приземлится в 180 километрах от Перми, посреди зимнего леса. Ситуацию лучше всего описал сам Алексей Леонов.

Алексей Леонов: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу... Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была.»

Именно после этого случая космонавтов стали готовить, в том числе и к выживанию в зимнем лесу. Только 21 марта космонавтов Беляева и Леонова доставили в Пермь, еще через два дня героев встретила Москва.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Приветствуем тебя на официальном сайте ЮНАРМИИ!

На этом сайте ты найдешь всю необходимую информацию о Движении «ЮНАРМИЯ»: новости, проекты, конкурсы, календарь событий со всеми мероприятиями ЮНАРМИИ, официальные документы. Специально для юнармейцев разработан целый раздел с образовательными материалами, играми, тестами, видео и подкастами.

Вступить в ЮНАРМИЮ — просто! Заполни заявление (для детей до 14 лет заявление должны заполнить их законные представители) и свяжись с ближайшим к тебе региональным штабом ЮНАРМИИ.

Если ты уже в рядах ЮНАРМИИ, обязательно зарегистрируйся на сайте! Это откроет тебе новые возможности: доступ в личный кабинет, прохождение игр, решение тестов, регистрация для участия в юнармейских соревнованиях и конкурсах. Ты сможешь выбрать мероприятия, которые пройдут в твоем регионе и подтвердить свое участие в них.