Ваш город

Выберите ваш город

Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России

Самый знаменитый корабль русского флота был спущен на воду в мае 1900 года после трех лет строительства на верфи «Новое адмиралтейство» - крупнейшим кораблестроительным производством страны, созданным Петром I. Он же ввел традицию лично давать имена крупным кораблям, что и должен был сделать Николай II. На столе последнего императора Российской Империи оказался длинный список. Крейсер мог стать «Полканом», «Психеей», но царь дочитал до конца и выбрал последнее имя в списке – «Аврора»!

Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России

Аврора – богиня утренней зари в римской мифологии. Она приносила дневной свет богам и людям. От нее произошли все звезды, горящие в ночном небе. Интересно, что корабль с таким именем уже существовал, но посвящен был совсем не древнеримскому божеству. Первая «Аврора» была фрегатом и довольно знаменитым. Построен он был при Николае I и ходил почти 30 лет. За время службы ему удалось совершить два кругосветных плавания, принять участие в обороне Петропавловска-Камчатского в ходе Крымской войны потрепать английский и французский флот. Именно в честь фрегата и был назван новый крейсер.

Новая «Аврора»

Строительство «Авроры» обошлось императорской казне в более чем огромные для того времени 6 миллионов рублей золотом. Торжественную церемонию спуска на воду посетил сам российский император Николай II, а в почетном карауле на корабле государя встречал 78-летний адмирал Константин Пилкин, служивший на одноименном фрегате вахтенным офицером во время его дальневосточного похода. Новый же экипаж «Авроры» состоял из почти шести сотен моряков и около 20 офицеров.

На доработку и принятие крейсера понадобилось некоторое время и в свою первую кампанию «Аврора» отправилась только в 1902 году, а еще через два года стала участницей Русско-японской войны, попав в мясорубку печально известного Цусимского сражения. В ходе морского боя корабль получил 18 попаданий вражеских снарядов разных калибров, около сотни членов команды были ранены или убиты. Погиб и командир «Авроры» Евгений Егорьев, получив смертельные ранения от осколков снаряда, разорвавшегося на мостике. Один из снарядов вывел из строя рулевое управление корабля. Положение спас обычный матрос Андрей Подлесный. Под огнем неприятеля он сумел починить перебитый силовой кабель, чтобы «Аврора» смогла уйти от огня.

Аврора

К русскому берегу «Аврора» возвратилась к зиме 1906 года. После ремонта и перевооружения корабль продолжил службу в Балтийском море, в том числе как учебное судно Морского корпуса. В ходе Первой мировой войны «Аврора» ходила в составе второй бригады крейсеров, которая преследовала немецкие крейсера, нападали на вражеские тральщики и минные заградители. Впрочем, серьезных боев удалось избежать, а самой значимой операцией стала высадка десанта в Рижском заливе. «Аврора» выполняла задачу по поддержке сухопутных войск артиллерийским огнем и отбивала атаки немецкой авиации.

Символ революции

К осени 1916 года «Аврора» пришла в Кронштадт, а затем в Петроград для капитального ремонта, где уже назревала революционная буря. Во время Февральской революции матросы крейсера, устав от строжайшей дисциплины, поддержали демонстрацию рабочих, проходившую у причала, где стоял крейсер. Попытки подавить матросское выступление закончилось смертью для командира корабля и старшего помощника. К моменту Октябрьской революции матросы уже практически полностью были на стороне большевиков. Тот самый легендарный выстрел был сделан в качестве предупреждения стоявшим рядом кораблям, настоящим же сигналом для штурма Зимнего стали два выстрела из Петропавловской крепости. На этом участие в революции не закончилось. Из радиорубки «Авроры» было передано знаменитое обращение Ленина «К гражданам России».

После революции «Аврору» ждала судьба учебного корабля – походы, маневры, тренировки советских матросов. В начале 40-х крейсер и вовсе могли пустить на лом, говорят, что весной 1941 года нарком ВМФ даже подписал приказ о передаче имени крейсера другому кораблю. Но свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Орудия главного калибра были сняты с «Авроры» для обороны Ленинграда, которые были захвачены или уничтожены в ходе ожесточенных боев. Большинство пушек взорвали сами моряки, не желая сдаваться врагам. Сам же крейсер тоже не избежал вражеских снарядов и получив серьезные повреждения сел на грунт. Война для корабля на этом закончилась: после снятия блокады «Аврора» была отправлена на ремонт для того, чтобы стать плавучим музеем – символом революции. 17 ноября 1948 года корабль занял место своей постоянной стоянки.

Музей

За годы музейной деятельности «Аврора» пережила множество ремонтов, самым серьезным из которых стал капитальный ремонт в 1984 году. К этому времени корабль был в крайне плачевном состоянии, ремонт стоил государству 35 миллионов рублей. Крейсер подвергся серьезной переделке, некоторые агрегаты и машины были заменены макетами. Следующий ремонт начался в 2014 году и на этот раз был похож на реставрацию и восстановление. К вопросу действительно подошли со всей серьезностью. Были заменены все электросети, отремонтирована палуба и мачта, восстановлен исторический облик.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Приветствуем тебя на официальном сайте ЮНАРМИИ!

На этом сайте ты найдешь всю необходимую информацию о Движении «ЮНАРМИЯ»: новости, проекты, конкурсы, календарь событий со всеми мероприятиями ЮНАРМИИ, официальные документы. Специально для юнармейцев разработан целый раздел с образовательными материалами, играми, тестами, видео и подкастами.

Вступить в ЮНАРМИЮ — просто! Заполни заявление (для детей до 14 лет заявление должны заполнить их законные представители) и свяжись с ближайшим к тебе региональным штабом ЮНАРМИИ.

Если ты уже в рядах ЮНАРМИИ, обязательно зарегистрируйся на сайте! Это откроет тебе новые возможности: доступ в личный кабинет, прохождение игр, решение тестов, регистрация для участия в юнармейских соревнованиях и конкурсах. Ты сможешь выбрать мероприятия, которые пройдут в твоем регионе и подтвердить свое участие в них.