Образовательные материалы
Обучающие, интересные, полезные материалы для каждого юнармейца: статьи, видеоролики и подкасты на самые разные темы.
Фильтр выбора контента по типу(чтение, прослушивание, просмотр).
Список статей
-
Array ( [SHOW_COUNTER] => 86723 [~SHOW_COUNTER] => 55154 [ID] => 1141 [~ID] => 1141 [IBLOCK_ID] => 12 [~IBLOCK_ID] => 12 [IBLOCK_SECTION_ID] => 96 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 96 [NAME] => Переломный момент Великой Отечественной войны - Битва за Москву [~NAME] => Переломный момент Великой Отечественной войны - Битва за Москву [ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 06:59:14 [~ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 06:59:14 [TIMESTAMP_X] => 08.01.2020 01:02:07 [~TIMESTAMP_X] => 08.01.2020 01:02:07 [DETAIL_PAGE_URL] => /for-you/training/perelomnyy-moment-velikoy-otechestvennoy-voyny-bitva-za-moskvu/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /for-you/training/perelomnyy-moment-velikoy-otechestvennoy-voyny-bitva-za-moskvu/ [LIST_PAGE_URL] => /for-you/training/ [~LIST_PAGE_URL] => /for-you/training/ [DETAIL_TEXT] =>
«Мы долго молча отступали»
Стратегический план по захвату столицы носил у немцев название «Тайфун». К реализации его они приступили с конца сентября 1941 года, когда германские войска уже стояли у столицы. Немецкие генералы рассматривали в бинокли купола церквей Москвы, а к фронту подвозили орудия, которые могли расстреливать центр города. Захватить Москву немецкое командование планировало ко Дню Октябрьской революции, 7 ноября, который отмечался ежегодно в Советском Союзе. Но фашистам не удалось побывать в нашей столице.
В октябре в городе было введено осадное положение, которое всю жизнь москвичей подчинило главной цели - в оборонительных боях измотать силы противника и отбросить его от города. 30 октября враг был остановлен и перешёл к позиционным боям, скапливая силы для решающего броска на Москву.
Соотношение сил
Под Москвой развернулось грандиозное сражение с применением невиданных до тех пор сил и средств. Всего за весь срок в нём участвовали более 3 миллионов человек с обеих сторон. О том, какую важность предавал Гитлер взятию Москвы, говорят такие цифры: более 40 % личного состава (1,8 млн чел.), более трёх четвертей танков (1700), половина самолётов (1390), третья часть артиллерийских орудий и миномётов (больше 14 тыс.) из общего числа живой силы и военной техники советско-германского фронта были задействованы в битве за Москву.
Обороняли столицу три фронта Красной Армии, но численность и оснащённость их техникой и вооружением были гораздо ниже. В живой силе немцев было больше на четверть, в танках, самолётах и артиллерии перевес составлял почти два раза.
Бои на истощение
Ставка Верховного главного командования в октябре 1941 года поручила оборону Москвы генералу Георгию Жукову. Из трёх фронтов, Брянского, Западного и Резервного, оборонявших столицу, был создан один — Западный фронт. Бойцам этого фронта и был дан суровый приказ: столицу не сдавать.
В науке истории есть такой термин «генеральное сражение». А в битве за Москву трудно определить, где и когда оно происходило, так как наши солдаты дрались до последнего за каждое село или городок, за каждый дом или улицу. Гибли, но не оставляли позиций, переходили в смертельные контратаки, бросались под танки со связками гранат. И перемалывали, и уничтожали тех, кто пришёл на нашу землю.
Можно вспомнить массовый героизм курсантов, 17-летних мальчишек, пехотного и артиллерийского училищ из подмосковного Подольска, которые в ходе битвы за Москву уничтожили более сотни танков и около 5000 солдат. В битве под Москвой из общего количества состава в 3500 курсантов погибло 2500. Героически сражались воины-панфиловцы, кавалеристы Белова и Доватора, пехотинцы, лётчики, артиллеристы, ополченцы и партизаны.
К октябрю военное положение Красной Армии было тяжёлым. В районе Вязьмы вермахту удалось окружить и уничтожить значительную группировку наших войск. Дорога к Москве практически была открыта. Можайская линия обороны сумела продержаться несколько дней, что позволило несколько стабилизировать обстановку.
Парад веры в то, что мы победим
Не смотря на тяжелую обстановку 7 ноября в Москве состоялся военный парад. И по Красной площади промаршировали не части вермахта, а сводные полки Красной Армии. Длился он немного больше 20 минут, но за это время весь мир увидел, что Советский Союз жив, что он борется и готов одержать победу. Принимал парад маршал Семён Будённый. На нём выступил Иосиф Сталин. Прямо с парада воинские части уходили на передовую, занимали свои позиции и продолжали сдерживать натиск врага.
А в это время из среднеазиатских республик и Дальнего Востока с курьерской скоростью мчались воинские эшелоны со свежими дивизиями, которые командование держало там, опасаясь войны на два фронта, ещё и с милитаристской Японией. От разведчиков были получены сведения, что нападения Японии на СССР в ближайшее время ею не планируется.
«Наконец-то нам дали приказ наступать…»
К декабрю 1941 года еще наступая на Москву фашисты стали выдыхаться. Измотанные беспрерывными боями, истощённые и обескровленные войска вермахта стали переходить к обороне. К тому же в ноябре в Подмосковье пришли морозы и выпал снег.
К этому времени Верховному главному командованию Красной Армии удалось сосредоточить значительные силы и средства, достаточные для проведения контрнаступления. В соответствии с планами оно началось 5 декабря 1941 года.
При поддержке авиации и артиллерии пошли в наступления части Западного фронта. Немцы не ожидали удара такой силы и бежали, бросая боевую технику и оружие. В тыл отступающим немецким частям командование Красной Армии забрасывало парашютистов, направляло отряды диверсантов, засылало в глубокие рейды конные корпуса. Они также наносили врагу существенный урон. Битва за Москву завершилась победой.
В результате наступательных боёв части вермахта были отодвинуты от столицы на глубину до 250 километров, десятки тысяч городов, сёл и деревень были освобождены от временной оккупации врагом.
Историческое значение Москвой битвы
- враг отступил от Москвы, была снята угроза её захвата;
- был сорван план блицкрига, солдаты Красной Армии поняли, что фашистов можно громить;
- фашистской Германии впервые с начала войны было нанесено крупнейшее поражение с потерей ею большого количества живой силы и техники;
- победа имело огромное морально-психологическое значение для воинов Красной Армии, граждан Советского Союза, так как вызвала патриотический подъём и стремление к достижению окончательной победы над врагом;
- было положено начало освобождению советских территорий от оккупации, победа дала надежду жителям ещё оккупированных территорий на скорейшее освобождение;
- после победы в битве за Москву начал складываться антигерманский союз.
Победа в битве за Москву для нашего народа далась очень дорогой ценой. Почти 900 тысяч наших воинов погибли или пропали без вести. Вечная память павшим воинам Великой Отечественной войны!
[~DETAIL_TEXT] =>«Мы долго молча отступали»
Стратегический план по захвату столицы носил у немцев название «Тайфун». К реализации его они приступили с конца сентября 1941 года, когда германские войска уже стояли у столицы. Немецкие генералы рассматривали в бинокли купола церквей Москвы, а к фронту подвозили орудия, которые могли расстреливать центр города. Захватить Москву немецкое командование планировало ко Дню Октябрьской революции, 7 ноября, который отмечался ежегодно в Советском Союзе. Но фашистам не удалось побывать в нашей столице.
В октябре в городе было введено осадное положение, которое всю жизнь москвичей подчинило главной цели - в оборонительных боях измотать силы противника и отбросить его от города. 30 октября враг был остановлен и перешёл к позиционным боям, скапливая силы для решающего броска на Москву.
Соотношение сил
Под Москвой развернулось грандиозное сражение с применением невиданных до тех пор сил и средств. Всего за весь срок в нём участвовали более 3 миллионов человек с обеих сторон. О том, какую важность предавал Гитлер взятию Москвы, говорят такие цифры: более 40 % личного состава (1,8 млн чел.), более трёх четвертей танков (1700), половина самолётов (1390), третья часть артиллерийских орудий и миномётов (больше 14 тыс.) из общего числа живой силы и военной техники советско-германского фронта были задействованы в битве за Москву.
Обороняли столицу три фронта Красной Армии, но численность и оснащённость их техникой и вооружением были гораздо ниже. В живой силе немцев было больше на четверть, в танках, самолётах и артиллерии перевес составлял почти два раза.
Бои на истощение
Ставка Верховного главного командования в октябре 1941 года поручила оборону Москвы генералу Георгию Жукову. Из трёх фронтов, Брянского, Западного и Резервного, оборонявших столицу, был создан один — Западный фронт. Бойцам этого фронта и был дан суровый приказ: столицу не сдавать.
В науке истории есть такой термин «генеральное сражение». А в битве за Москву трудно определить, где и когда оно происходило, так как наши солдаты дрались до последнего за каждое село или городок, за каждый дом или улицу. Гибли, но не оставляли позиций, переходили в смертельные контратаки, бросались под танки со связками гранат. И перемалывали, и уничтожали тех, кто пришёл на нашу землю.
Можно вспомнить массовый героизм курсантов, 17-летних мальчишек, пехотного и артиллерийского училищ из подмосковного Подольска, которые в ходе битвы за Москву уничтожили более сотни танков и около 5000 солдат. В битве под Москвой из общего количества состава в 3500 курсантов погибло 2500. Героически сражались воины-панфиловцы, кавалеристы Белова и Доватора, пехотинцы, лётчики, артиллеристы, ополченцы и партизаны.
К октябрю военное положение Красной Армии было тяжёлым. В районе Вязьмы вермахту удалось окружить и уничтожить значительную группировку наших войск. Дорога к Москве практически была открыта. Можайская линия обороны сумела продержаться несколько дней, что позволило несколько стабилизировать обстановку.
Парад веры в то, что мы победим
Не смотря на тяжелую обстановку 7 ноября в Москве состоялся военный парад. И по Красной площади промаршировали не части вермахта, а сводные полки Красной Армии. Длился он немного больше 20 минут, но за это время весь мир увидел, что Советский Союз жив, что он борется и готов одержать победу. Принимал парад маршал Семён Будённый. На нём выступил Иосиф Сталин. Прямо с парада воинские части уходили на передовую, занимали свои позиции и продолжали сдерживать натиск врага.
А в это время из среднеазиатских республик и Дальнего Востока с курьерской скоростью мчались воинские эшелоны со свежими дивизиями, которые командование держало там, опасаясь войны на два фронта, ещё и с милитаристской Японией. От разведчиков были получены сведения, что нападения Японии на СССР в ближайшее время ею не планируется.
«Наконец-то нам дали приказ наступать…»
К декабрю 1941 года еще наступая на Москву фашисты стали выдыхаться. Измотанные беспрерывными боями, истощённые и обескровленные войска вермахта стали переходить к обороне. К тому же в ноябре в Подмосковье пришли морозы и выпал снег.
К этому времени Верховному главному командованию Красной Армии удалось сосредоточить значительные силы и средства, достаточные для проведения контрнаступления. В соответствии с планами оно началось 5 декабря 1941 года.
При поддержке авиации и артиллерии пошли в наступления части Западного фронта. Немцы не ожидали удара такой силы и бежали, бросая боевую технику и оружие. В тыл отступающим немецким частям командование Красной Армии забрасывало парашютистов, направляло отряды диверсантов, засылало в глубокие рейды конные корпуса. Они также наносили врагу существенный урон. Битва за Москву завершилась победой.
В результате наступательных боёв части вермахта были отодвинуты от столицы на глубину до 250 километров, десятки тысяч городов, сёл и деревень были освобождены от временной оккупации врагом.
Историческое значение Москвой битвы
- враг отступил от Москвы, была снята угроза её захвата;
- был сорван план блицкрига, солдаты Красной Армии поняли, что фашистов можно громить;
- фашистской Германии впервые с начала войны было нанесено крупнейшее поражение с потерей ею большого количества живой силы и техники;
- победа имело огромное морально-психологическое значение для воинов Красной Армии, граждан Советского Союза, так как вызвала патриотический подъём и стремление к достижению окончательной победы над врагом;
- было положено начало освобождению советских территорий от оккупации, победа дала надежду жителям ещё оккупированных территорий на скорейшее освобождение;
- после победы в битве за Москву начал складываться антигерманский союз.
Победа в битве за Москву для нашего народа далась очень дорогой ценой. Почти 900 тысяч наших воинов погибли или пропали без вести. Вечная память павшим воинам Великой Отечественной войны!
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 2468 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2020-01-08 01:02:07.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Europe/Moscow ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 718 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 236304 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/2c6 [FILE_NAME] => RIAN_archive_887721_Defense_of_Moscow.jpg [ORIGINAL_NAME] => RIAN_archive_887721_Defense_of_Moscow.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => cf3d13186408741f2578dd2caf9a64f9 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/2c6/RIAN_archive_887721_Defense_of_Moscow.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/2c6/RIAN_archive_887721_Defense_of_Moscow.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/2c6/RIAN_archive_887721_Defense_of_Moscow.jpg [ALT] => Переломный момент Великой Отечественной войны - Битва за Москву [TITLE] => Переломный момент Великой Отечественной войны - Битва за Москву ) [~PREVIEW_PICTURE] => 2468 [IBLOCK_ELEMENT_ID] => 1141 [~IBLOCK_ELEMENT_ID] => 1141 [PROPERTY_18] => 12.0000 [~PROPERTY_18] => 12.0000 [PROPERTY_19] => Array ( [TEXT] => 5 декабря Россия отмечает один из Дней воинской славы – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой. В историю сражение, которое продолжалось с 30 сентября 1941 года до 20 апреля 1942 года, вошло под названием битва за Москву. [TYPE] => HTML ) [~PROPERTY_19] => Array ( [TEXT] => 5 декабря Россия отмечает один из Дней воинской славы – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой. В историю сражение, которое продолжалось с 30 сентября 1941 года до 20 апреля 1942 года, вошло под названием битва за Москву. [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_120] => 31569.0000 [~PROPERTY_120] => 31569.0000 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => perelomnyy-moment-velikoy-otechestvennoy-voyny-bitva-za-moskvu [~CODE] => perelomnyy-moment-velikoy-otechestvennoy-voyny-bitva-za-moskvu [EXTERNAL_ID] => 1141 [~EXTERNAL_ID] => 1141 [IBLOCK_TYPE_ID] => foryou [~IBLOCK_TYPE_ID] => foryou [IBLOCK_CODE] => training [~IBLOCK_CODE] => training [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 [FIELDS] => Array ( [SHOW_COUNTER] => 55154 ) [PROPERTIES] => Array ( [READ_TEXT] => Array ( [ID] => 18 [TIMESTAMP_X] => 2019-10-08 00:01:41 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Время чтения (минут) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => READ_TEXT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 70 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 12 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 12.0000 [~DESCRIPTION] => ) [BOLD_TEXT] => Array ( [ID] => 19 [TIMESTAMP_X] => 2019-12-16 19:50:20 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Текст после заголовка [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BOLD_TEXT [DEFAULT_VALUE] => Array ( [TYPE] => HTML [TEXT] => ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [VALUE] => Array ( [TEXT] => 5 декабря Россия отмечает один из Дней воинской славы – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой. В историю сражение, которое продолжалось с 30 сентября 1941 года до 20 апреля 1942 года, вошло под названием битва за Москву. [TYPE] => HTML ) [DESCRIPTION] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => 5 декабря Россия отмечает один из Дней воинской славы – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой. В историю сражение, которое продолжалось с 30 сентября 1941 года до 20 апреля 1942 года, вошло под названием битва за Москву. [TYPE] => HTML ) [~DESCRIPTION] => ) [SHOW_COUNT_ADD] => Array ( [ID] => 120 [TIMESTAMP_X] => 2020-11-06 21:33:48 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Доп. просмотры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT_ADD [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 31569 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 31569.0000 [~DESCRIPTION] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [READ_TEXT] => Array ( [ID] => 18 [TIMESTAMP_X] => 2019-10-08 00:01:41 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Время чтения (минут) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => READ_TEXT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 70 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 12 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 12.0000 [~DESCRIPTION] => [DISPLAY_VALUE] => 12 [VALUE_TEXT] => минут ) [SHOW_COUNT_ADD] => Array ( [ID] => 120 [TIMESTAMP_X] => 2020-11-06 21:33:48 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Доп. просмотры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT_ADD [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 31569 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 31569.0000 [~DESCRIPTION] => [DISPLAY_VALUE] => 31569 ) ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Образовательные материалы [SECTION_PAGE_TITLE] => Образовательные материалы ) [RESIZE_PICTURE_1X] => Array ( [src] => /upload/resize_cache/iblock/2c6/362_230_2/RIAN_archive_887721_Defense_of_Moscow.jpg [width] => 362 [height] => 230 [size] => 70262 ) [SECTION] => Array ( [ID] => 96 [NAME] => История [CODE] => kategoriya-1- ) )Переломный момент Великой Отечественной войны - Битва за Москву
Просмотров 86723
Время чтения: 12 минут
История -
Array ( [SHOW_COUNTER] => 41037 [~SHOW_COUNTER] => 22912 [ID] => 1138 [~ID] => 1138 [IBLOCK_ID] => 12 [~IBLOCK_ID] => 12 [IBLOCK_SECTION_ID] => 96 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 96 [NAME] => 20 минут, которые потрясли мир. Алексей Леонов в открытом космосе [~NAME] => 20 минут, которые потрясли мир. Алексей Леонов в открытом космосе [ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 06:44:09 [~ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 06:44:09 [TIMESTAMP_X] => 08.01.2020 01:02:27 [~TIMESTAMP_X] => 08.01.2020 01:02:27 [DETAIL_PAGE_URL] => /for-you/training/20-minut-kotorye-potryasli-mir-aleksey-leonov-v-otkrytom-kosmose/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /for-you/training/20-minut-kotorye-potryasli-mir-aleksey-leonov-v-otkrytom-kosmose/ [LIST_PAGE_URL] => /for-you/training/ [~LIST_PAGE_URL] => /for-you/training/ [DETAIL_TEXT] =>
Алексей Леонов: «Когда я, с трудом оторвавшись, шагнул в эту бездну — всё внутри замерло... Звёзды были и слева и справа, и вверху, и внизу, и я находился среди звёзд. Постепенно всё успокоилось, и я понял, что я сам частица этого гигантского мира, где человек живет как песчинка.»
После полёта Юрия Гагарина весь мир был увлечён космосом и с большим интересом наблюдал за космической гонкой СССР и США. К 1965 году на орбите уже побывали 10 человек, включая одного из основателей ЮНАРМИИ Валентину Терешкову. Впрочем, стремление выйти в открытый космос не было обусловлено исключительно желанием поставить очередной рекорд.
По словам самого Алексея Архиповича Леонова, о том, что планировали американцы никто не думал. При этом, руководитель советской космической программы Сергей Королёв обозначил планы выхода в открытый космос еще в 1963 году. «Моряк, находящийся на борту океанского лайнера, должен уметь плавать в океане и космонавт, находящийся на борту космического корабля или станции, должен уметь «плавать» в открытом космосе», - рассуждал Сергей Павлович. Уже тогда ему было очевидно, что рано или поздно космонавтам потребуется решать разного рода задачи снаружи корабля, например, ремонт.
Корабль и снаряжение
«Восход-2» стал доработанной версией первого «Восхода», который только-только был использован для отправки в космос сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. Новый аппарат перестроили для двух человек и оснастили специальном переходным шлюзом, под кодовым названием «Волга». Это был надувной цилиндр в 2,5 метра длинной, отстреливающийся перед посадкой.
Новые разработки потребовались и для экипировки экипажа. Специально созданный скафандр «Беркут» в полном снаряжении весил 40 килограммов, впервые защищал космонавта от жара и холода, а на стекле шлема был использован светофильтр - защита от яркого солнечного света. Связь с кораблем осуществлялась при помощи соединенного с кораблем фала, то есть специального страховочного каната. В общем-то это и была настоящая страховка - единственный способ для космонавта вернуться на корабль.
Проблемы
Меньше, чем за месяц до полёта Павла Беляева и Алексея Леонова с Байконура стартовала точная беспилотная копия их корабля. Необходимо было протестировать все новые системы, и все шло прекрасно, пока после второго витка «Космос-57» не пропал. Только при расшифровке телеметрии выяснилось, что из-за неправильно распознанных команд с Земли, аппарат начал несанкционированный спуск на Землю, после чего сработала система автоматического подрыва. Точная копия «Восхода-2» взорвалась, многие технологии остались непроверенными. Все это усугублялось немалым количеством проблем, поломок и прочих неприятностей при подготовке к полету.
Несмотря ни на что
И все-таки они полетели. 18 марта 1965-го ракета взлетела с Байконура в 10 утра, а уже в 11 часов 28 минут шлюзовая камера корабля «Восход-2» была разгерметизирована. Через 6 минут Алексей Леонов оказался в открытом космосе. Он совершил пять отходов и подходов от шлюза - самый первый всего лишь на 1 метр, чтобы сориентироваться в новых для человека условиях. Следующие попытки были полноценными - Алексей Леонов отлетал от корабля почти на 5,5 метров!
Все это время в скафандре поддерживалась комфортная температура, а его наружная поверхность раскалялась на солнце до +60С и охлаждалась в тени до -100С. Командир экипажа Павел Беляев при помощи телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
Запас воздуха в скафандре заканчивался — необходимо было возвращаться, однако все пошло не по плану. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, диаметр которого составлял всего один метр. Сделав несколько неудачных попыток, космонавт предельно снизил давление в скафандре и вопреки инструкциям и тренировкам сделал попытку протиснуться в шлюз головой вперед. Только после этого он с большим трудом развернулся и смог оказаться внутри «Восхода-2», пробыв вне корабля 23 минуты и 41 секунду, из них 12 минут и 9 секунд в открытом космосе. Однако проблемы на этом не закончились.
{widget:slider-1244}Приземление в зимний лес
Возникающие нештатные ситуации, к счастью, удачно разрешались, но не заканчивались. Уже при возвращении на Землю не сработала система навигации, и, как следствие, не включилась тормозная двигательная установка. Космонавты вновь должны были преодолевать обстоятельства и вместо запланированной посадки в автоматическом режиме впервые в истории садились вручную.
Тут же выяснились конструктивные недостатки корабля. Начинать торможение возможно было только будучи пристегнутым к креслу, но вот выглянуть в иллюминатор из этого кресла, чтобы оценить положение «Востока-2» относительно Земли было нереально. Как результат - новый план по месту посадки, мастерски реализованный командиром экипажа Павлом Беляевым. Ему удалось отвести корабль от населенных пунктов и приземлится в 180 километрах от Перми, посреди зимнего леса. Ситуацию лучше всего описал сам Алексей Леонов.
Алексей Леонов: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу... Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была.»
Именно после этого случая космонавтов стали готовить, в том числе и к выживанию в зимнем лесу. Только 21 марта космонавтов Беляева и Леонова доставили в Пермь, еще через два дня героев встретила Москва.
[~DETAIL_TEXT] =>Алексей Леонов: «Когда я, с трудом оторвавшись, шагнул в эту бездну — всё внутри замерло... Звёзды были и слева и справа, и вверху, и внизу, и я находился среди звёзд. Постепенно всё успокоилось, и я понял, что я сам частица этого гигантского мира, где человек живет как песчинка.»
После полёта Юрия Гагарина весь мир был увлечён космосом и с большим интересом наблюдал за космической гонкой СССР и США. К 1965 году на орбите уже побывали 10 человек, включая одного из основателей ЮНАРМИИ Валентину Терешкову. Впрочем, стремление выйти в открытый космос не было обусловлено исключительно желанием поставить очередной рекорд.
По словам самого Алексея Архиповича Леонова, о том, что планировали американцы никто не думал. При этом, руководитель советской космической программы Сергей Королёв обозначил планы выхода в открытый космос еще в 1963 году. «Моряк, находящийся на борту океанского лайнера, должен уметь плавать в океане и космонавт, находящийся на борту космического корабля или станции, должен уметь «плавать» в открытом космосе», - рассуждал Сергей Павлович. Уже тогда ему было очевидно, что рано или поздно космонавтам потребуется решать разного рода задачи снаружи корабля, например, ремонт.
Корабль и снаряжение
«Восход-2» стал доработанной версией первого «Восхода», который только-только был использован для отправки в космос сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. Новый аппарат перестроили для двух человек и оснастили специальном переходным шлюзом, под кодовым названием «Волга». Это был надувной цилиндр в 2,5 метра длинной, отстреливающийся перед посадкой.
Новые разработки потребовались и для экипировки экипажа. Специально созданный скафандр «Беркут» в полном снаряжении весил 40 килограммов, впервые защищал космонавта от жара и холода, а на стекле шлема был использован светофильтр - защита от яркого солнечного света. Связь с кораблем осуществлялась при помощи соединенного с кораблем фала, то есть специального страховочного каната. В общем-то это и была настоящая страховка - единственный способ для космонавта вернуться на корабль.
Проблемы
Меньше, чем за месяц до полёта Павла Беляева и Алексея Леонова с Байконура стартовала точная беспилотная копия их корабля. Необходимо было протестировать все новые системы, и все шло прекрасно, пока после второго витка «Космос-57» не пропал. Только при расшифровке телеметрии выяснилось, что из-за неправильно распознанных команд с Земли, аппарат начал несанкционированный спуск на Землю, после чего сработала система автоматического подрыва. Точная копия «Восхода-2» взорвалась, многие технологии остались непроверенными. Все это усугублялось немалым количеством проблем, поломок и прочих неприятностей при подготовке к полету.
Несмотря ни на что
И все-таки они полетели. 18 марта 1965-го ракета взлетела с Байконура в 10 утра, а уже в 11 часов 28 минут шлюзовая камера корабля «Восход-2» была разгерметизирована. Через 6 минут Алексей Леонов оказался в открытом космосе. Он совершил пять отходов и подходов от шлюза - самый первый всего лишь на 1 метр, чтобы сориентироваться в новых для человека условиях. Следующие попытки были полноценными - Алексей Леонов отлетал от корабля почти на 5,5 метров!
Все это время в скафандре поддерживалась комфортная температура, а его наружная поверхность раскалялась на солнце до +60С и охлаждалась в тени до -100С. Командир экипажа Павел Беляев при помощи телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
Запас воздуха в скафандре заканчивался — необходимо было возвращаться, однако все пошло не по плану. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, диаметр которого составлял всего один метр. Сделав несколько неудачных попыток, космонавт предельно снизил давление в скафандре и вопреки инструкциям и тренировкам сделал попытку протиснуться в шлюз головой вперед. Только после этого он с большим трудом развернулся и смог оказаться внутри «Восхода-2», пробыв вне корабля 23 минуты и 41 секунду, из них 12 минут и 9 секунд в открытом космосе. Однако проблемы на этом не закончились.
{widget:slider-1244}Приземление в зимний лес
Возникающие нештатные ситуации, к счастью, удачно разрешались, но не заканчивались. Уже при возвращении на Землю не сработала система навигации, и, как следствие, не включилась тормозная двигательная установка. Космонавты вновь должны были преодолевать обстоятельства и вместо запланированной посадки в автоматическом режиме впервые в истории садились вручную.
Тут же выяснились конструктивные недостатки корабля. Начинать торможение возможно было только будучи пристегнутым к креслу, но вот выглянуть в иллюминатор из этого кресла, чтобы оценить положение «Востока-2» относительно Земли было нереально. Как результат - новый план по месту посадки, мастерски реализованный командиром экипажа Павлом Беляевым. Ему удалось отвести корабль от населенных пунктов и приземлится в 180 километрах от Перми, посреди зимнего леса. Ситуацию лучше всего описал сам Алексей Леонов.
Алексей Леонов: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу... Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была.»
Именно после этого случая космонавтов стали готовить, в том числе и к выживанию в зимнем лесу. Только 21 марта космонавтов Беляева и Леонова доставили в Пермь, еще через два дня героев встретила Москва.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 2644 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2020-01-08 01:02:27.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Europe/Moscow ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 713 [WIDTH] => 1072 [FILE_SIZE] => 240804 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/966 [FILE_NAME] => Kotov_spacewalk140110.jpg [ORIGINAL_NAME] => Kotov_spacewalk140110.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 8e9b3f1fe3d28687ea2a840cd1d93eca [~src] => [SRC] => /upload/iblock/966/Kotov_spacewalk140110.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/966/Kotov_spacewalk140110.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/966/Kotov_spacewalk140110.jpg [ALT] => 20 минут, которые потрясли мир. Алексей Леонов в открытом космосе [TITLE] => 20 минут, которые потрясли мир. Алексей Леонов в открытом космосе ) [~PREVIEW_PICTURE] => 2644 [IBLOCK_ELEMENT_ID] => 1138 [~IBLOCK_ELEMENT_ID] => 1138 [PROPERTY_18] => 14.0000 [~PROPERTY_18] => 14.0000 [PROPERTY_19] => Array ( [TEXT] => 18 марта 1965 года ровно в 10 утра с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с кораблем «Восход-2». В его экипаже было два человека — командир Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Чуть больше, чем через полтора часа летчик-космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос. [TYPE] => HTML ) [~PROPERTY_19] => Array ( [TEXT] => 18 марта 1965 года ровно в 10 утра с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с кораблем «Восход-2». В его экипаже было два человека — командир Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Чуть больше, чем через полтора часа летчик-космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос. [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_120] => 18125.0000 [~PROPERTY_120] => 18125.0000 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => 20-minut-kotorye-potryasli-mir-aleksey-leonov-v-otkrytom-kosmose [~CODE] => 20-minut-kotorye-potryasli-mir-aleksey-leonov-v-otkrytom-kosmose [EXTERNAL_ID] => 1138 [~EXTERNAL_ID] => 1138 [IBLOCK_TYPE_ID] => foryou [~IBLOCK_TYPE_ID] => foryou [IBLOCK_CODE] => training [~IBLOCK_CODE] => training [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 [FIELDS] => Array ( [SHOW_COUNTER] => 22912 ) [PROPERTIES] => Array ( [READ_TEXT] => Array ( [ID] => 18 [TIMESTAMP_X] => 2019-10-08 00:01:41 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Время чтения (минут) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => READ_TEXT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 70 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 14 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 14.0000 [~DESCRIPTION] => ) [BOLD_TEXT] => Array ( [ID] => 19 [TIMESTAMP_X] => 2019-12-16 19:50:20 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Текст после заголовка [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BOLD_TEXT [DEFAULT_VALUE] => Array ( [TYPE] => HTML [TEXT] => ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [VALUE] => Array ( [TEXT] => 18 марта 1965 года ровно в 10 утра с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с кораблем «Восход-2». В его экипаже было два человека — командир Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Чуть больше, чем через полтора часа летчик-космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос. [TYPE] => HTML ) [DESCRIPTION] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => 18 марта 1965 года ровно в 10 утра с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с кораблем «Восход-2». В его экипаже было два человека — командир Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Чуть больше, чем через полтора часа летчик-космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос. [TYPE] => HTML ) [~DESCRIPTION] => ) [SHOW_COUNT_ADD] => Array ( [ID] => 120 [TIMESTAMP_X] => 2020-11-06 21:33:48 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Доп. просмотры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT_ADD [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 18125 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 18125.0000 [~DESCRIPTION] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [READ_TEXT] => Array ( [ID] => 18 [TIMESTAMP_X] => 2019-10-08 00:01:41 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Время чтения (минут) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => READ_TEXT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 70 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 14 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 14.0000 [~DESCRIPTION] => [DISPLAY_VALUE] => 14 [VALUE_TEXT] => минут ) [SHOW_COUNT_ADD] => Array ( [ID] => 120 [TIMESTAMP_X] => 2020-11-06 21:33:48 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Доп. просмотры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT_ADD [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 18125 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 18125.0000 [~DESCRIPTION] => [DISPLAY_VALUE] => 18125 ) ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Образовательные материалы [SECTION_PAGE_TITLE] => Образовательные материалы ) [RESIZE_PICTURE_1X] => Array ( [src] => /upload/resize_cache/iblock/966/362_230_2/Kotov_spacewalk140110.jpg [width] => 362 [height] => 230 [size] => 135420 ) [SECTION] => Array ( [ID] => 96 [NAME] => История [CODE] => kategoriya-1- ) )20 минут, которые потрясли мир. Алексей Леонов в открытом космосе
Просмотров 41037
Время чтения: 14 минут
История -
Array ( [SHOW_COUNTER] => 88587 [~SHOW_COUNTER] => 63114 [ID] => 1136 [~ID] => 1136 [IBLOCK_ID] => 12 [~IBLOCK_ID] => 12 [IBLOCK_SECTION_ID] => 96 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 96 [NAME] => Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России [~NAME] => Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России [ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 06:33:07 [~ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 06:33:07 [TIMESTAMP_X] => 08.01.2020 01:02:15 [~TIMESTAMP_X] => 08.01.2020 01:02:15 [DETAIL_PAGE_URL] => /for-you/training/kreyser-avrora-udivitelnaya-istoriya-samogo-znamenitogo-kreysera-rossii/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /for-you/training/kreyser-avrora-udivitelnaya-istoriya-samogo-znamenitogo-kreysera-rossii/ [LIST_PAGE_URL] => /for-you/training/ [~LIST_PAGE_URL] => /for-you/training/ [DETAIL_TEXT] =>
Аврора – богиня утренней зари в римской мифологии. Она приносила дневной свет богам и людям. От нее произошли все звезды, горящие в ночном небе. Интересно, что корабль с таким именем уже существовал, но посвящен был совсем не древнеримскому божеству. Первая «Аврора» была фрегатом и довольно знаменитым. Построен он был при Николае I и ходил почти 30 лет. За время службы ему удалось совершить два кругосветных плавания, принять участие в обороне Петропавловска-Камчатского в ходе Крымской войны потрепать английский и французский флот. Именно в честь фрегата и был назван новый крейсер.
Новая «Аврора»
Строительство «Авроры» обошлось императорской казне в более чем огромные для того времени 6 миллионов рублей золотом. Торжественную церемонию спуска на воду посетил сам российский император Николай II, а в почетном карауле на корабле государя встречал 78-летний адмирал Константин Пилкин, служивший на одноименном фрегате вахтенным офицером во время его дальневосточного похода. Новый же экипаж «Авроры» состоял из почти шести сотен моряков и около 20 офицеров.
На доработку и принятие крейсера понадобилось некоторое время и в свою первую кампанию «Аврора» отправилась только в 1902 году, а еще через два года стала участницей Русско-японской войны, попав в мясорубку печально известного Цусимского сражения. В ходе морского боя корабль получил 18 попаданий вражеских снарядов разных калибров, около сотни членов команды были ранены или убиты. Погиб и командир «Авроры» Евгений Егорьев, получив смертельные ранения от осколков снаряда, разорвавшегося на мостике. Один из снарядов вывел из строя рулевое управление корабля. Положение спас обычный матрос Андрей Подлесный. Под огнем неприятеля он сумел починить перебитый силовой кабель, чтобы «Аврора» смогла уйти от огня.
К русскому берегу «Аврора» возвратилась к зиме 1906 года. После ремонта и перевооружения корабль продолжил службу в Балтийском море, в том числе как учебное судно Морского корпуса. В ходе Первой мировой войны «Аврора» ходила в составе второй бригады крейсеров, которая преследовала немецкие крейсера, нападали на вражеские тральщики и минные заградители. Впрочем, серьезных боев удалось избежать, а самой значимой операцией стала высадка десанта в Рижском заливе. «Аврора» выполняла задачу по поддержке сухопутных войск артиллерийским огнем и отбивала атаки немецкой авиации.
Символ революции
К осени 1916 года «Аврора» пришла в Кронштадт, а затем в Петроград для капитального ремонта, где уже назревала революционная буря. Во время Февральской революции матросы крейсера, устав от строжайшей дисциплины, поддержали демонстрацию рабочих, проходившую у причала, где стоял крейсер. Попытки подавить матросское выступление закончилось смертью для командира корабля и старшего помощника. К моменту Октябрьской революции матросы уже практически полностью были на стороне большевиков. Тот самый легендарный выстрел был сделан в качестве предупреждения стоявшим рядом кораблям, настоящим же сигналом для штурма Зимнего стали два выстрела из Петропавловской крепости. На этом участие в революции не закончилось. Из радиорубки «Авроры» было передано знаменитое обращение Ленина «К гражданам России».
После революции «Аврору» ждала судьба учебного корабля – походы, маневры, тренировки советских матросов. В начале 40-х крейсер и вовсе могли пустить на лом, говорят, что весной 1941 года нарком ВМФ даже подписал приказ о передаче имени крейсера другому кораблю. Но свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Орудия главного калибра были сняты с «Авроры» для обороны Ленинграда, которые были захвачены или уничтожены в ходе ожесточенных боев. Большинство пушек взорвали сами моряки, не желая сдаваться врагам. Сам же крейсер тоже не избежал вражеских снарядов и получив серьезные повреждения сел на грунт. Война для корабля на этом закончилась: после снятия блокады «Аврора» была отправлена на ремонт для того, чтобы стать плавучим музеем – символом революции. 17 ноября 1948 года корабль занял место своей постоянной стоянки.
Музей
За годы музейной деятельности «Аврора» пережила множество ремонтов, самым серьезным из которых стал капитальный ремонт в 1984 году. К этому времени корабль был в крайне плачевном состоянии, ремонт стоил государству 35 миллионов рублей. Крейсер подвергся серьезной переделке, некоторые агрегаты и машины были заменены макетами. Следующий ремонт начался в 2014 году и на этот раз был похож на реставрацию и восстановление. К вопросу действительно подошли со всей серьезностью. Были заменены все электросети, отремонтирована палуба и мачта, восстановлен исторический облик.
[~DETAIL_TEXT] =>Аврора – богиня утренней зари в римской мифологии. Она приносила дневной свет богам и людям. От нее произошли все звезды, горящие в ночном небе. Интересно, что корабль с таким именем уже существовал, но посвящен был совсем не древнеримскому божеству. Первая «Аврора» была фрегатом и довольно знаменитым. Построен он был при Николае I и ходил почти 30 лет. За время службы ему удалось совершить два кругосветных плавания, принять участие в обороне Петропавловска-Камчатского в ходе Крымской войны потрепать английский и французский флот. Именно в честь фрегата и был назван новый крейсер.
Новая «Аврора»
Строительство «Авроры» обошлось императорской казне в более чем огромные для того времени 6 миллионов рублей золотом. Торжественную церемонию спуска на воду посетил сам российский император Николай II, а в почетном карауле на корабле государя встречал 78-летний адмирал Константин Пилкин, служивший на одноименном фрегате вахтенным офицером во время его дальневосточного похода. Новый же экипаж «Авроры» состоял из почти шести сотен моряков и около 20 офицеров.
На доработку и принятие крейсера понадобилось некоторое время и в свою первую кампанию «Аврора» отправилась только в 1902 году, а еще через два года стала участницей Русско-японской войны, попав в мясорубку печально известного Цусимского сражения. В ходе морского боя корабль получил 18 попаданий вражеских снарядов разных калибров, около сотни членов команды были ранены или убиты. Погиб и командир «Авроры» Евгений Егорьев, получив смертельные ранения от осколков снаряда, разорвавшегося на мостике. Один из снарядов вывел из строя рулевое управление корабля. Положение спас обычный матрос Андрей Подлесный. Под огнем неприятеля он сумел починить перебитый силовой кабель, чтобы «Аврора» смогла уйти от огня.
К русскому берегу «Аврора» возвратилась к зиме 1906 года. После ремонта и перевооружения корабль продолжил службу в Балтийском море, в том числе как учебное судно Морского корпуса. В ходе Первой мировой войны «Аврора» ходила в составе второй бригады крейсеров, которая преследовала немецкие крейсера, нападали на вражеские тральщики и минные заградители. Впрочем, серьезных боев удалось избежать, а самой значимой операцией стала высадка десанта в Рижском заливе. «Аврора» выполняла задачу по поддержке сухопутных войск артиллерийским огнем и отбивала атаки немецкой авиации.
Символ революции
К осени 1916 года «Аврора» пришла в Кронштадт, а затем в Петроград для капитального ремонта, где уже назревала революционная буря. Во время Февральской революции матросы крейсера, устав от строжайшей дисциплины, поддержали демонстрацию рабочих, проходившую у причала, где стоял крейсер. Попытки подавить матросское выступление закончилось смертью для командира корабля и старшего помощника. К моменту Октябрьской революции матросы уже практически полностью были на стороне большевиков. Тот самый легендарный выстрел был сделан в качестве предупреждения стоявшим рядом кораблям, настоящим же сигналом для штурма Зимнего стали два выстрела из Петропавловской крепости. На этом участие в революции не закончилось. Из радиорубки «Авроры» было передано знаменитое обращение Ленина «К гражданам России».
После революции «Аврору» ждала судьба учебного корабля – походы, маневры, тренировки советских матросов. В начале 40-х крейсер и вовсе могли пустить на лом, говорят, что весной 1941 года нарком ВМФ даже подписал приказ о передаче имени крейсера другому кораблю. Но свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Орудия главного калибра были сняты с «Авроры» для обороны Ленинграда, которые были захвачены или уничтожены в ходе ожесточенных боев. Большинство пушек взорвали сами моряки, не желая сдаваться врагам. Сам же крейсер тоже не избежал вражеских снарядов и получив серьезные повреждения сел на грунт. Война для корабля на этом закончилась: после снятия блокады «Аврора» была отправлена на ремонт для того, чтобы стать плавучим музеем – символом революции. 17 ноября 1948 года корабль занял место своей постоянной стоянки.
Музей
За годы музейной деятельности «Аврора» пережила множество ремонтов, самым серьезным из которых стал капитальный ремонт в 1984 году. К этому времени корабль был в крайне плачевном состоянии, ремонт стоил государству 35 миллионов рублей. Крейсер подвергся серьезной переделке, некоторые агрегаты и машины были заменены макетами. Следующий ремонт начался в 2014 году и на этот раз был похож на реставрацию и восстановление. К вопросу действительно подошли со всей серьезностью. Были заменены все электросети, отремонтирована палуба и мачта, восстановлен исторический облик.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 2458 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2020-01-08 01:02:15.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Europe/Moscow ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 390 [WIDTH] => 550 [FILE_SIZE] => 210311 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/685 [FILE_NAME] => avrora2_550.jpg [ORIGINAL_NAME] => avrora2_550.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => d35119035f0ba9927ee14298720f0037 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/685/avrora2_550.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/685/avrora2_550.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/685/avrora2_550.jpg [ALT] => Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России [TITLE] => Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России ) [~PREVIEW_PICTURE] => 2458 [IBLOCK_ELEMENT_ID] => 1136 [~IBLOCK_ELEMENT_ID] => 1136 [PROPERTY_18] => 12.0000 [~PROPERTY_18] => 12.0000 [PROPERTY_19] => Array ( [TEXT] => Самый знаменитый корабль русского флота был спущен на воду в мае 1900 года после трех лет строительства на верфи «Новое адмиралтейство» - крупнейшим кораблестроительным производством страны, созданным Петром I. Он же ввел традицию лично давать имена крупным кораблям, что и должен был сделать Николай II. На столе последнего императора Российской Империи оказался длинный список. Крейсер мог стать «Полканом», «Психеей», но царь дочитал до конца и выбрал последнее имя в списке – «Аврора»! [TYPE] => HTML ) [~PROPERTY_19] => Array ( [TEXT] => Самый знаменитый корабль русского флота был спущен на воду в мае 1900 года после трех лет строительства на верфи «Новое адмиралтейство» - крупнейшим кораблестроительным производством страны, созданным Петром I. Он же ввел традицию лично давать имена крупным кораблям, что и должен был сделать Николай II. На столе последнего императора Российской Империи оказался длинный список. Крейсер мог стать «Полканом», «Психеей», но царь дочитал до конца и выбрал последнее имя в списке – «Аврора»! [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_120] => 25473.0000 [~PROPERTY_120] => 25473.0000 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => kreyser-avrora-udivitelnaya-istoriya-samogo-znamenitogo-kreysera-rossii [~CODE] => kreyser-avrora-udivitelnaya-istoriya-samogo-znamenitogo-kreysera-rossii [EXTERNAL_ID] => 1136 [~EXTERNAL_ID] => 1136 [IBLOCK_TYPE_ID] => foryou [~IBLOCK_TYPE_ID] => foryou [IBLOCK_CODE] => training [~IBLOCK_CODE] => training [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 [FIELDS] => Array ( [SHOW_COUNTER] => 63114 ) [PROPERTIES] => Array ( [READ_TEXT] => Array ( [ID] => 18 [TIMESTAMP_X] => 2019-10-08 00:01:41 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Время чтения (минут) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => READ_TEXT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 70 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 12 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 12.0000 [~DESCRIPTION] => ) [BOLD_TEXT] => Array ( [ID] => 19 [TIMESTAMP_X] => 2019-12-16 19:50:20 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Текст после заголовка [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BOLD_TEXT [DEFAULT_VALUE] => Array ( [TYPE] => HTML [TEXT] => ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [VALUE] => Array ( [TEXT] => Самый знаменитый корабль русского флота был спущен на воду в мае 1900 года после трех лет строительства на верфи «Новое адмиралтейство» - крупнейшим кораблестроительным производством страны, созданным Петром I. Он же ввел традицию лично давать имена крупным кораблям, что и должен был сделать Николай II. На столе последнего императора Российской Империи оказался длинный список. Крейсер мог стать «Полканом», «Психеей», но царь дочитал до конца и выбрал последнее имя в списке – «Аврора»! [TYPE] => HTML ) [DESCRIPTION] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Самый знаменитый корабль русского флота был спущен на воду в мае 1900 года после трех лет строительства на верфи «Новое адмиралтейство» - крупнейшим кораблестроительным производством страны, созданным Петром I. Он же ввел традицию лично давать имена крупным кораблям, что и должен был сделать Николай II. На столе последнего императора Российской Империи оказался длинный список. Крейсер мог стать «Полканом», «Психеей», но царь дочитал до конца и выбрал последнее имя в списке – «Аврора»! [TYPE] => HTML ) [~DESCRIPTION] => ) [SHOW_COUNT_ADD] => Array ( [ID] => 120 [TIMESTAMP_X] => 2020-11-06 21:33:48 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Доп. просмотры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT_ADD [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 25473 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 25473.0000 [~DESCRIPTION] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [READ_TEXT] => Array ( [ID] => 18 [TIMESTAMP_X] => 2019-10-08 00:01:41 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Время чтения (минут) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => READ_TEXT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 70 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 12 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 12.0000 [~DESCRIPTION] => [DISPLAY_VALUE] => 12 [VALUE_TEXT] => минут ) [SHOW_COUNT_ADD] => Array ( [ID] => 120 [TIMESTAMP_X] => 2020-11-06 21:33:48 [IBLOCK_ID] => 12 [NAME] => Доп. просмотры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT_ADD [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 25473 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 25473.0000 [~DESCRIPTION] => [DISPLAY_VALUE] => 25473 ) ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Образовательные материалы [SECTION_PAGE_TITLE] => Образовательные материалы ) [RESIZE_PICTURE_1X] => Array ( [src] => /upload/resize_cache/iblock/685/362_230_2/avrora2_550.jpg [width] => 362 [height] => 230 [size] => 142625 ) [SECTION] => Array ( [ID] => 96 [NAME] => История [CODE] => kategoriya-1- ) )Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России
Просмотров 88587
Время чтения: 12 минут
История
Самые популярные материалы
Листай
-
Как быстро и эффективно научиться подтягиваться
Просмотров 119367
Время чтения: 11 минут
Физическая подготовка -
Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России
Просмотров 88587
Время чтения: 12 минут
История -
Переломный момент Великой Отечественной войны - Битва за Москву
Просмотров 86723
Время чтения: 12 минут
История -
Беспилотники: незаменимые помощники и грозное оружие
Просмотров 54820
Время чтения: 12 минут
Технологии